Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

язык и общество

Лингвистика

Язы́к и о́бщество -

одна из центральных проблем современной лингвистики, связанная с

исследованием общественного характера возникновения, развития и

функционирования языка, природы его связей с обществом, его социальной

дифференциации в соответствии с разделением общества на классы, слои

и группы, социальных различий в использовании языка,

функционального многообразия языка в связи с многообразными

сферами его применения, взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах, условий приобретения

одним из языков функций средства межнационального общения, формы

сознательного воздействия общества на язык, и т. п.

Существует непосредственная связь возникновения языка с

возникновением человеческого общества (см. Происхождение языка). «Развитие труда по

необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества,

так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки,

совместной деятельности и стало ясней сознание пользы этой совместной

деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря,

формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась

потребность что-то сказать друг другу» (Энгельс Ф.,

Диалектика природы. - Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,

2 изд., т. 20, с. 489). К. Маркс и Ф. Энгельс указывают, что «язык

возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения

с другими людьми» (см. Маркс К.,

Энгельс Ф. о языке). Консолидирующую роль языка в процессе

образования наций отмечал В. И. Ленин (см. Ленин В. И. о языке).

Существуют разные взгляды на природу и характер связей языка и

общества. Одни учёные считают, что развитие и существование языка

полностью детерминировано развитием и существованием общества (см. «Новое учение о языке», Французская социологическая школа), другие -

что язык развивается и функционирует по своим собственным законам и

попытки объяснять языковые факты социальными причинами - лишь

свидетельство «краха лингвистической методологии» (Е. Курилович). Американские и

некоторые западноевропейские лингвисты разделяют гипотезу Сепира -

Уорфа, согласно которой специфика языка обусловливает специфику

духовной культуры данного общества (см. Сепира - Уорфа гипотеза).

Советское языкознание исходит из различения внутренних стимулов

развития языка, связанных с особенностями его системы (см. Система языковая), и внешних по отношению к языку

социальных факторов, которые оказывают влияние и на развитие, и на

характер функционирования языка. Внеязыковые социальные факторы,

как правило, влияют на язык не прямо, а опосредствованно (наиболее

непосредственное отражение социальные изменения получают лишь в лексике); они могут ускорять или замедлять ход

языковой эволюции, но не могут изменять ее направление

(Е. Д. Поливанов). Одна из форм влияния общества на язык - социальная

дифференциация языка, которая обусловлена социальной неоднородностью

общества; такова дифференциация многих современных развитых

национальных языков на территориальные и социальные диалекты, выделение литературного языка как социально и функционально

наиболее значимого языкового образования, существование в некоторых

обществах «мужского» и «женского» вариантов языка и т. п. Другая форма

связи языка с обществом - обусловленность использования языковых средств

социальными характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем

образования, профессией и др.), социальными ролями участников коммуникации, ситуацией общения. Поскольку сферы

использования языка многообразны и специфичны (ср. науку, производство,

средства массовой информации - газеты, радио, телевидение, нужды

делового и бытового общения и т. п.), в языке вырабатываются

своеобразные функциональные стили -

свидетельство зависимости языка от потребностей общества.

Особое значение получает проблема языка и общества при изучении

языковой жизни многоязычных обществ (см. Языковая ситуация): изучаются отношения между

обществом и обслуживающими его языками, взаимоотношения различных

языков, процессы, связанные с выдвижением одного из языков на роль

средства межнационального общения, приобретение некоторыми языками

статуса международных языков.

Различают спонтанное влияние общества на язык и языковую политику - воздействие сознательное,

целенаправленное, призванное способствовать наиболее

эффективному функционированию языка в различных сферах его

применения (создание письменностей и алфавитов для бесписьменных языков,

усовершенствование орфографии, специальных

терминологий, нормализаторская и кодификаторская деятельность учёных и

т. п.).

Марксистскому пониманию взаимоотношений языка и общества противостоят

различные теории, нередко рассматривающие эти отношения с

позитивистских позиций. Такова, например, «унифицированная модель человеческого поведения» К. Л. Пайка,

трактующая язык и общество как поведенческие структуры в терминах

бихевиористской теории «стимул - реакция» (см. Бихевиоризм, Тагмемика), теория изоморфизма, отстаивающая

тезис о «взаимной детерминации» языка и социальных структур и тем самым

пытающаяся примирить Сепира - Уорфа гипотезу и концепцию

детерминирующего влияния общества на язык.

Прямолинейно-вульгаризаторским подходом к анализу отношений между языком

и обществом отличается теория «языкового дефицита» Б. Бернстайна,

однозначно соотносящая «ограниченный» языковой код с рабочим классом,

а «разработанный» код - со «средним классом». В ряде работ американских

социолингвистов о языке и обществе получило отражение

символико-интеракционистское направление современной социологии,

отводящее языку роль системы символов, обеспечивающих социальное

взаимодействие; при таком аспекте рассмотрения социальной сущности языка

преобладает микросоциологический анализ проблемы языка и общества в

рамках малых групп, без учета широкого социального контекста

существования и развития языка и соответствующей культуры. Крайнее

выражение микросоциологическая ориентация получила в так

называемой этнометодологии - исследовании «рациональной

стороны повседневной жизни», т. е. той практической логики, которая

лежит в основе интерпретации речевого поведения; этнометодологи сводят

социальные категории к категориям индивидуального восприятия. См. также

Социолингвистика.

Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29, т. 20. с. 489;

Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 24,

с. 113-50;

Шор Р. О., Язык и общество, М., 1926;

Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л.,

1936;

Крысин Л. П., Язык в современном обществе, М., 1977;

Русский язык и советское общество, [кн. 1-4], М., 1968;

Язык и общество, М., 1968;

Readings in the sociology of language, The Hague - P.,

1970;

Ammon U., Probleme der Soziolinguistik, 2 Aufl., Tübingen,

1977;

Language and social context, Harmondsworth (Middlesex),

1977;

см. также литературу при статье Социолингвистика.

Л. П. Крысин, А. Д. Швейцер.

Лингвистические термины

Одна из центральных проблем современной лингвистики, связанная с исследованием:

1) общественного характера возникновения, развития и функционирования языка;

2) природы его связи с обществом;

3) его социальной дифференциации в соответствии с разделением общества на классы, слои, группы;

4) социальных различий в использовании языка;

5) функционального многообразия языка в связи с многообразными сферами его применения;

6) взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах;

7) условий приобретения одним из языков функций средства межнационального общения;

8) форм сознательного воздействия общества на язык.

Понятия лингвистики

Одна из центральных проблем современной лингвистики, связанная с исследованием:

1) общественного характера возникновения, развития и функционирования языка;

2) природы его связи с обществом;

3) его социальной дифференциации в соответствии с разделением общества на классы, слои, группы;

4) социальных различий в использовании языка;

5) функционального многообразия языка в связи с многообразными сферами его применения;

6) взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах;

7) условий приобретения одним из языков функций средства межнационального общения;

8) форм сознательного воздействия общества на язык.

Социолингвистика

Одна из центральных проблем современной лингвистики, связанная с исследованием общественного характера возникновения, развития и функционирования языка, природы его связи с обществом, его социальной дифференциации в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы, социальных различий в использовании языка, функционального многообразия языка в связи с многообразными сферами его применения, взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах, условий приобретения одним из языков функций средства межнационального общения, форм сознательного воздействия общества на язык и т. п.

См. также: Социолингвистика

Полезные сервисы